Диапазоны восприятия

Потенциальная способность человека к восприятию мира многопланова, обширна и многообразна. Восприятие можно разграничить на духовную, душевную и телесную области, на умственно-мыслительную и чувственную. На уровне одного только тела существует множество разнообразных видов восприятия: боль, тепло-холод, энергия, эйфория, половое влечение и т.д. 

 Таким образом человек, пребывая одновременно в трех мирах духовном, душевном и материально-физическом нуждается соответственно в развитии трех аспектах восприятия, соответствующих этим мирам. Поэтому теория и методика обучения биоэнергетики исходит из необходимости развивать в комплексе все структурные начала, из которых состоит человек, без чего он становиться ограниченным и теряет множество качеств и способностей, а также снижается синергетический эффект, возникающий как результирующая совокупности качеств и способностей человека. 

 В достаточной степени целостное и структурированное рассмотрение основных структурных начал человека, по мнению авторов, представлено в святоотеческом труде Феофана Затворника, в котором единство духовного, душевного и материального начал рассматривается в своей целостной полноте. О необходимости познания системы духовного, душевного и материального начал человека свидетельствует следующая мысль святителя: «Приложим его к тому, о чем у нас речь. Какие силы там заняты и какие потребности удовлетворяются? Заняты руки, ноги, язык, глаза, уши, обоняние, осязание, память, воображение, фантазия и сметливость, все в совокупности – самая низшая сторона человека, одинаковая у него с животными; и удовлетворяется только одна потребность животной жизни или, лучше, играние сей жизни, какое действует и в молоденьких барашках с овечками, когда их выгоняют на зеленую поляну. Кроме этих сил, есть у человека еще два-три яруса их и еще главный им центр». Речь идет о жизни всей полнотой человека, не ограничиваясь исключительно силами низшей природы. «Жить нам надобно так, как Бог создал нас, и когда кто не живет так, смело можно говорить, что он совсем не живет».

 Говоря о телесном строении человека Феофан Затворник отмечает*: «Тело наше состоит из разных органов, из коих каждый совершает свое отправление, существенно необходимое для жизни телесной. Главных органов три: 1) желудок с легкими, сердцем, артериями и венами, лимфатическими сосудами и множеством других сосудов, сосудцев и желез, служащих для разных отделений из крови и соков тела; отправление всех их – питание тела, или плототворение; 2) система мускулов и костей , отправление коих есть движение внутри и вовне; и 3) система нервов, центр коих – голова, спинной мозг и система ганглий – где-то под брюшною и грудною преградою, а разветвления проникают все тело; отправление ее – чувствительность». «Когда ход этих отправлений и взаимное их отношение в порядке, тело здорово и жизнь – вне опасности; а когда этот порядок нарушается, тело заболевает и жизнь в опасности. Каждое отправление имеет свою потребность, которая дает себя живо чувствовать живущему, требуя удовлетворения». «Потребности желудочной , или питательной и плототворной, части суть пища, питие, воздух, сон; потребность мускульно-костяной части есть потребность напрягать мускулы , которую всякий чувствует, долго засидевшись, и прямо потребность движения, заставляющая ходить, гулять, работать что-нибудь; потребность нервной части – приятное раздражение нервов всего тела, как мерность тепла и холода и подобное, и особенно приятное раздражение пяти наших чувств, в которых нервная система вышла наружу для общения с внешним миром. Душевная область в силу своей невещественности представляет определенные сложности для ее рассмотрения. «Если мы станем смотреть в душу сообща, то ничего не разберем – надо действия ее распределить по родам и каждый род потом рассматривать особо. Да уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда – мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особою стороною души – мыслительною, желательною и чувствующею. Возьмем это разделение и начнем обозревать каждую сторону». Также одно из первостепенных значений имеет сторона мыслительная. «Если внутри нас видится смятение, то оно наибольший простор имеет в мыслях, желания же и чувства мятутся уже под действием мыслей. Но в разряде мыслей не все есть беспорядочное движение; есть в среде их ряд серьезных занятий. Они-то, собственно, и составляют настоящее дело жизни душевной со стороны мыслей. Вот эти занятия: 1) Как только заметили Вы что-либо вовне посредством своих чувств или выслушали рассказ других о том, что они заметили своими чувствами, тотчас все то воображение воображает и память запоминает; и в душу ничто не может войти помимо воображения и памяти. Затем и последующая деятельность мыслительная опирается на воображении и памяти. Чего не сохранила память, того не вообразишь, о том и думать не станешь. Бывает, что мысли прямо рождаются из души, но и они тотчас облекаются в образ. Так что мыслительная сторона души вся есть образная. «... воображение и память добывают и хранят только материал для мыслей. Само движение мыслей исходит из души и ведется по законам ее. Мыслительность души начинается именно с порождением сих вопросов и рождает мысли в ответ на них или принимает готовые уже об этом мысли от других. Воображение и память не мыслят. Они – чернорабочие силы, подъяремные. Способность души, из которой исходят такие вопросы и которою доискиваются и порождаются мысли в ответ на них, называется рассудком , которого дело рассуждать, обдумывать и находить требуемые решения». В рассмотрении желательной стороны святитель отмечает следующее: «Действующая здесь сила есть воля , которая волит – желает приобресть, употребить или сделать, что находит полезным для себя, или нужным, или приятным, и не волит – не желает противного тому. Волнения воли требуют соответственного дела, потому воля прямее есть деятельная сила, которой существенная потребность – жить и действовать. Она держит в своем заведовании все силы души и тела и все подручные способы, которые все и пускает в ход, когда нужно. В основе ее лежит ревность, или ретивость,– жажда дела, а возбудителями стоят при ней – приятное , полезное и нужное, которых когда нет, ревность спит и деятельные силы теряют напряжение, опускаются. Они поддерживают желание, а желание разжигает ревность. Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские – семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать им удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена, потому с пробуждением ее рождаются и разные желания: то того, то другого, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя. «Что делать душе с сими желаниями? Ей предлежит выбор, какому предмету из возжеланных дать предпочтение. По выборе происходит решение – сделать, или достать, или употребить избранное. По решении делается подбор средств и определяется способ и порядок исполнения. За этим следует, наконец, дело в свое время и в своем месте. Всякое, даже самое маленькое дельце идет сим порядком. Это можете вы проверить на каком-либо своем деле. По навыку иногда все эти действия совершаются мгновенно, и за желанием тотчас следует дело. Выбор, решение и средства берутся тогда из прежних дел и особого производства не требуют... Заправителем деятельной жизни поставлено благоразумие, которое есть тот же рассудок, только состоящий на службе у воли. В мысленной области рассудок решает, как что есть из существующего, а в желательной и деятельной – определяет, как что делать должно, чтоб верно было достигаемо то, что законно возжелано. Когда навыкнет он определять это как следует, так что человек дела свои ведет всегда или большею частию с успехом, тогда ему справедливо приписывается благоразумие – уменье с успехом вести дела, верно соображая средства с целями и дела с внешними обстоятельствами». Касательно сердечной стороны души: « ... В сердце осаждается все, что входит в душу совне и что вырабатывается ее мыслительною и деятельною стороною; чрез сердце же проходит и то все, что обнаруживается душою вовне. Потому оно и называется центром жизни. Дело сердца – чувствовать все касающееся нашего лица. И оно чувствует постоянно и неотступно состояние души и тела, а при этом и разнообразные впечатления от частных действий душевных и телесных, от окружающих и встречаемых предметов, от внешнего положения и вообще от течения жизни, понуждая и нудя человека доставлять ему во всем этом приятное и отвращать неприятное. Здоровье и нездоровье тела, живость его и вялость, утомление и крепость, бодрость и дремота; затем что увидено, услышано, осязано, обоняно, вкушено, что вспомянуто и воображено, что обдумано и обдумывается, что сделано, делается и предлежит сделать, что добыто и добывается, что может и не может быть добыто, что благоприятствует нам или не благоприятствует – лица ли то или стечение обстоятельств,– все это отражается в сердце и раздражает его приятно или неприятно. Судя по сему, ему и минуты нельзя бы быть в покое, а быть в непрерывном волнении и тревоге, подобно барометру пред бурею. Но причувствовалось, и многое проходит у него без следа, как можете проверить теми случаями, что когда в первый раз случится нам быть где, то все нас там занимает, а после второго и третьего раза разве что». Рассматривая духовную сторону святитель раскрывая самую ее суть говорит: «Что же это за дух ? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его... Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу». «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть: 1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия». В отношении совести как духовной силы святитель отмечает: «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести. Важнейшим проявлением духовной стороны человека является жажда Бога: «Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало».

В основном из всего широчайшего диапазона восприятия современный человек замкнулся в умственно-мыслительной области, не без помощи тех, кто хотел бы человеком управлять, так как именно «узкополосным» человеком управлять проще всего за счет скованности его эго и ограниченности.

Наука соционика наглядно отражает степень инвалидности каждого человека, в зависимости от однобокости развития тех или иных каналов восприятия. В известном видеофильме «Матрица» таблетка, которую дали Нео как раз способствует расширению восприятия. В целом чем шире восприятие человека, тем шире и его сознание. Кстати говоря даже чтение данного текста имеет опасность вместо побуждения к расширению восприятия свести его только лишь к мыслям о нем, т.е. опять до диапазона головы.

 Таким образом, человек очень в чем-то похож на приемник, коорые как известно бывают однодиапазонными, а бывают много диапазонный, а бывает все диапазонный. 

Человек замкнутый в своей голове – это, по аналогии, напоминает самый простой детский приемник либо как те, которыми часто комплектуются мобильные телефоны. Человек в таком состоянии пытается затолкать весь мир в свою голову. Человек ориентирующийся не только на голову, но и на телесные ощущения живет несколько полнее, если конечно не исключает и голову тоже.

На душевные ощущения еще полнее. Ориентируясь же на не пристанную молитву, на поиск Бога внутри себя, в самой своей сердцевине - вообще в этом смысле все расставляется по своим местам, как бы освящаясь прожектором. Человек в таком состоянии способен принимать и духовные, и душевные и телесные волны. Это не очень просто, но вместе с тем вполне достижимо. Знаем по опыту.

 Молитва несет собой освящающий эффект. Тьма расступается и открываются новые горизонты, новое знание, происходит постепенное освобождение всего человека. «Свет освящает тело ... »

Когда человек живет и воспринимает жизненное пространство исходя из ментально-умственных представлений – он попадает в крайнюю ограниченность, нельзя всю сложность мира и даже конкретных ситуаций вставить и разложить в голове. Проверено. Отсюда и огромное множество проблем человека в любой из сфер его деятельности.

*Здесь и далее см.: Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?.-М.: Из-во «Отчий дом», 2007.-302 с.

Сделать бесплатный сайт с uCoz